Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Железные дороги в Арктике: новые пути для Северного завоза

Перспективы развития дорожной сети

24 октября 2023

В апреле 2024 года вступает в силу закон о Северном завозе. ОАО «Российские железные дороги» начнет транспортировать ряд грузов для арктических территорий, также прорабатывается инициатива о дополнительных льготах на перевозку товаров для новых предприятий АЗРФ. Между тем, в российской Арктике железные дороги существуют, но не представляют собой густую и хорошо налаженную инфраструктуру, как на «большой земле». В середине октября было анонсировано создание проекта Северо-Сибирской железной дороги, которая должна связать Транссиб с Северным морским путем. Его должны представить на Петербургском международном экономическом форуме в 2024 году.

Северо-Сибирская железная дорога должна существенно разгрузить Транссибирскую магистраль, которая на данный момент является главным маршрутом перевозки грузов из европейской части России на Дальний Восток. По словам председателя исполнительной комиссии межрегиональной ассоциации регионов Сибирского федерального округа (СФО) «Сибирское соглашение» (МАСС) Геннадия Гусельникова, после реконструкции Восточного полигона «РЖД» имеющиеся объемы грузов все равно не смогут быть перевезены без задержек. В комментарии ТАСС он подчеркнул, что Сибири необходим выход на Северный морской путь. Предполагается, что одна из веток новой железной дороги будет вести в Арктику — возможно, поезда пойдут в Ямбург или порт Сабетта в ЯНАО.

Этот проект станет одной из составных частей большой и трудной задачи по покорению Арктики, начатой еще во времена СССР. О ней, в частности, высказался президент РФ Владимир Путин на церемонии открытия третьего международного форума «Один пояс — один путь».

«

«На всем маршруте — от нашего северного города Мурманска до иранского Бендер-Аббаса — будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение», — отметил глава государства, упомянув в числе реализуемых проектов и Северо-Сибирскую железную дорогу, и Северный широтный ход.

»

Последний является одним из печально знаменитых «долгостроев», начатых еще в 1978 году. Тогда были построены некоторые участки железной дороги по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево в ЯНАО. Всего планировалось провести 686 километров путей, но существенные сложности с подвозом строительных материалов, коварством арктической погоды и почв привели к заморозке проекта.

Затем, уже в современной России, его пытались достроить к 2015 году, затем к 2023, но пока Арктика побеждает. Сказывается и чрезвычайная дороговизна проекта, оцененного в 236 млрд рублей, и турбулентная международная обстановка. В 2022 году вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о приостановке строительства СШХ в пользу развития восточного направления, но уже в мае текущего года появилась информация о реконструкции участка Надым — Пристань — Пангоды, который назван частью Северного широтного хода. На текущий момент известно, что протяженность СШХ составит 707 км, он свяжет западную и восточную части ЯНАО, Северную и Свердловскую железные дороги, а предпологаемый объем транспортируемых грузов составит около 23,9 млн тонн в год.

Исходя из слов президента, можно предположить, что в перспективе к единой арктической сети железных дорог могут подключить Норильскую железную дорогу, а также достроить Кольскую железную дорогу в Мурманской области. Последняя пока представляет собой «лоскутное одеяло» из недостроенных, заброшенных и отремонтированных участков.

Потенциал развития арктических железных дорог колоссален, как и ожидаемые вложения. Гусельников упомянул, что строительство Северо-Сибирской железной дороги потребует триллионных вложений. На сайте полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе указано, что стоимость Северного широтного хода была оценена в 236 млрд рублей. Эффект же на прилегающие населенные пункты и экономику регионов от грядущих строек еще надо оценить, чем займутся ученые из РАН и Сибирский государственный университет сообщения. В совокупности с новым характером осуществления Северного завоза, экспоненциальным ростом грузооборота в Арктике и потребности местных субъектов экономической деятельности в надежной логистике, не стоит сомневаться, что арктические железные дороги в конечном итоге появятся на свет.


Читайте также Международный Тикси: перспективы развития транспортного хаба Второе рождение якутского порта

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ