Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

"Восток-Ойл"

«Восток Ойл» может стать грандиозным нефтяным проектом России

Проект «Восток Ойл» объединит самые крупные месторождения на севере Красноярского края. После выхода на полную мощность отдача от проекта составит от 50 млн до 100 млн тонн нефти в год. И хотя его реализация потребует вложений, исчисляемых триллионами рублей, проект, по прогнозам, окажется высокорентабельным.

Месторождения и запасы

С идеей проекта «Восток Ойл» в 2019 году выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Суть проекта – в условном объединении крупнейших нефтегазовых месторождений, расположенных на севере Красноярского края, и создании единой инфраструктуры для их разработки и транспортировки нефти. «Это будет кластер мирового уровня», – отметил Игорь Сечин, представляя проект партнерам.

В «Восток Ойл» вошли месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское), Пайяхское месторождение и Западно-Иркинский участок. Общие перспективные запасы перечисленных месторождений – 2,6 млрд тонн нефти. Суммарно в рамках проекта они будут давать до 100 млн тонн нефти ежегодно.

У месторождений разная история, разные ресурсы, разный уровень разработки. Ванкорское месторождение, освоением которого занимается компания «РН-Ванкор», дочерняя структура «Роснефти», было открыто более 30 лет назад, в 1988 году. В августе 2009-го была получена первая ванкорская нефть. Эксплуатация соседних с ним Сузунского, Тагульского, Лодочного месторождений началась позже (в 2016-2017 годах) и велась с использованием инфраструктуры, созданной для Ванкора.

Проект «Восток Ойл» — это месторождения Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское, Пайяхское месторождение и Западно-Иркинский участок. Общие перспективные запасы перечисленных месторождений – 2,6 млрд тонн нефти. Их суммарная отдача в рамках проекта - до 100 млн тонн нефти ежегодно.

Запасы самого Ванкорского месторождения составляют более 500 млн тонн нефти и около 174 млрд кубометров газа. С начала эксплуатации в 2009 году и до настоящего времени на Ванкоре уже добыто порядка 180 млн тонн нефти и 22 млрд кубов газа.

Общие же ресурсы Ванкорского кластера приближаются к 1 млрд тонн нефти: запасы Сузунского месторождения составляют 51 млн тонн нефти и 37 млрд куб. метров газа; Тагульского – 296 млн тонн нефти и 251 млрд кубометров газа, Лодочного – 89 млн тонн нефти, 81 млрд куб. м газа.

По используемым технологиям Ванкорский кластер – впереди планы всей. Причем в самом буквальном смысле, ведь на Ванкоре многие технические решения были использованы впервые в мире. На месторождениях кластера работают около 6 тыс. человек, и у 80% – высшее техническое образование: уровень оборудования того требует.

На месторождениях Ванкорского кластера работают около 6 тыс. человек.


А вот на разработку еще одного участка, Западно-Иркинского на Таймыре, «Роснефть» получила лицензию совсем недавно – осенью 2019 года. Запасы «молодого» месторождения на данный момент оцениваются в 813 млн тонн условного топлива. Его освоение пока не началось.


По соседству с Западно-Иркинской площадью находится Пайяхское месторождение. Оно пока тоже не успело обзавестись богатой историей: бурение первой добычной скважины на Пайяхе стартовало летом 2019 года. Освоение месторождения ведет компания «Нефтегазхолдинг». Эта бизнес-структура, которую возглавляет Эдуард Худайнатов, инвестировала более 35 млрд рублей в геологоразведку месторождения и подготовительные работы.

Вложения того стоили: весной 2019 года Роснедра поставили на баланс извлекаемые запасы Пайяхской группы месторождений в объеме 1,2 млрд тонн нефти. Предполагается, что уже на первом этапе освоения Пайяхи добыча составит 26 млн тонн нефти в год, а далее увеличится до 50 млн тонн. Это позволит России не снижать нынешний уровень экспорта нефти как минимум в течение 10 лет.

Планы и инвестиции

Проект «Восток Ойл» предполагает создание инфраструктуры беспрецедентного масштаба. Так, на месторождениях проекта планируется бурение 6500 скважин, будет проложено 5,5 тыс. километров трубопроводов. Построены два аэродрома, морской терминал с оборотами перевалки нефти до 100 млн тонн в год, линии электропередачи, автодороги.

На месторождениях Ванкорского кластера планируется бурение 6500 скважин, будет проложено 5,5 тыс. километров трубопроводов.

Поскольку нефть с месторождений будет транспортироваться по Северному морскому пути как на азиатские, так и на европейские рынки, есть планы и по строительству собственного флота для «Восток Ойл» – он будет включать как суда ледового класса, так и типовые нефтяные танкеры. Как отметил Игорь Сечин на XII Евразийском экономическом форуме, это позволит избежать сбоев с транспортировкой, обеспечить независимость от ставок фрахта. А в итоге такая мера позволит продавать нефть проекта «Восток Ойл» с большей выгодой.

Грандиозная инфраструктура требует и грандиозных затрат. По некоторым оценкам, реализация проекта потребует не менее 10 трлн рублей. Но даже при таких космических вложениях проект, по подсчетам специалистов, будет рентабельным, причем при довольно умеренных ценах на нефть – в пределах 35-40 долларов за баррель.

Заинтересовались проектом и иностранные инвесторы – представители крупнейших компаний как Европы, так и Юго-Восточной Азии. По словам Игоря Сечина, стратегический зарубежный партнер интересен проекту не столько с точки зрения финансовых вложений, сколько в плане освоения новых рынков сбыта. Планируется, что новый инвестор сможет приобрести долю от 15 до 20% в проекте.