Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Морские зверобои Арктики

Как охота сформировала мировоззрение жителей Арктики

13 февраля 2020

Морской зверобойный промысел – традиционное занятие коренных жителей арктического побережья.

Чтобы выжить на берегах суровых арктических морей, людям пришлось совершить настоящую революцию в технологии охоты. Прежде всего, им понадобились оружие, которым можно убить моржей или тюленей на лежбищах. Им стал гарпун с костяным острием и зубьями, благодаря которым он прочно застревает в теле животного. Но когда морские звери перебирались подальше от берега, охотники не могли до них добраться.

К тому же, в море была куда более желанная добыча – огромные киты. Одна удачная охота на этого гиганта могла надолго обеспечить пищей целое селение. И тогда зверобои научились строить лодки, способные противостоять морским волнам и пригодные для охоты на огромных животных в их родной стихии.

В западной части арктического побережья люди освоили строительство деревянных лодок, способных взять на борт до 10 человек. В восточной части Арктики, где вокруг тундра и древесина в дефиците, строили байдары – лодки с деревянным каркасом, обтянутые шкурами моржей и тюленей-лахтаков. Они легче, безопаснее и надежнее, чем громоздкие вельботы или металлические лодки, которые не починишь прямо на воде. А любую дыру в обшивке байдары можно просто заткнуть куском тюленьего жира.

Обычный гарпун, жестко закрепленный на древке, оказался неудобен для охоты на морского зверя с лодок. Попал в моржа – а он ушел под воду вместе с гарпуном, а если и поднялся на поверхность, то слишком далеко от лодки. Идеальным оружием стал поворотный гарпун, у которого наконечник с прикрепленным к нему линем может отделяться от древка. Захочет добыча уплыть – а линь не даст ей уйти далеко. А чтобы зверь не ушел на глубину, к линю крепили специальные поплавки из надутых шкур тюленей и нерп или желудков моржей.


Теперь арктические зверобои могли охотиться на моржей и тюленей в открытой воде или в полыньях между льдинами. Но главное, они могли сразиться с самыми крупными животными на планете – китами.

Даже отважные викинги, в чьем распоряжении были железные орудия и совершенные суда, не решались открыть охоту на морских гигантов. Саги рассказывают, что из-за выброшенных на берег китовых туш разворачивались целые сражения между родами. Но китобойный промысел викинги так и не освоили.

А артели северных зверобоев на нескольких лодках уверенно одерживали победу над огромным гренландским китом, уступающим по размерам лишь синему киту. Сначала в гиганта метали гарпуны с несколькими поплавками, а затем добивали специальной длинной пикой, стараясь попасть прямо в сердце. Толстый слой подкожного жира не давал туше мертвого кита утонуть, и оставалось лишь отбуксировать ее к берегу, где добычу делили между всеми семьями без исключения. Каждый мог прийти на берег и отрезать столько мяса и сала, сколько ему нужно. А голова кита доставалась охотнику, вонзившему первый гарпун.


Охота на гигантского кита – невероятно трудное и опасное занятие. Чтобы одержать победу, необходимо много людей, однако далеко не каждый род мог собрать нужное их количество. Поэтому отряды зверобоев из разных поселков часто объединялись ради добычи, которой хватало на всех.

Местом сбора у охотников Чукотки стал остров Итыгран, где сохранился уникальный памятник – Китовая аллея, которую часто называют чукотским Стоунхенджем. Это святилище, построенное из двух рядов костей и черепов гренландских китов. Перед охотой здесь проводили обряды, просили удачи у духов. А если удавалось добыть кита, на острове делили добычу между родами.

Зверобойный промысел обеспечил жителей арктических побережий всем необходимым. Мясо и жир моржей, тюленей и китов стали повседневной пищей для людей и ездовых собак. Из крупных китовых и моржовых костей строили жилища и байдары, обтягивая остовы моржовыми шкурами. Из шкур лахтаков изготавливали невероятно прочные ремни для соединения деталей лодок и нарт. Жир морских зверей использовался для отопления и освещения.

Из моржовых кишок, шкур, тюленьего меха и кожи нерпы-акибы шили непромокаемую одежду и сумки. Из клыков и костей моржа делали наконечники стрел, рукояти ножей, очки для защиты глаз от избытка света, домашнюю утварь, амулеты и украшения. Из китового уса изготавливали короткие ножи. Частью своей продукции морские охотники обменивались с северными оленеводами, получая взамен оленье мясо и шкуры. Самым ходовым товаром были лахтачьи шкуры, из которых оленеводы плетут арканы для ловли оленей.

Читайте также Уникальный животный мир Арктики Как выжить там, где это невозможно

Сегодня морская зверобойная культура лучше всего сохранилась на полуострове Чукотка. В поселки, где живут арктические зверобои, пришли современные технологии. Место ламп-жирников заняли электрические лампы. Вместо гарпунов с костяными наконечниками используются гарпунные ружья. Поплавки делают не из тюленьих шкур – их заменили пластиковые буи. Однако, как и много веков назад, охотники отправляются на охоту не только на моторных лодках, но и на кожаных байдарах. И зимой носят не современную одежду, а традиционную, которая намного лучше защищает от суровых ветров, холода и брызг.

Первым делом надевают рубашку-кухлянку и нижние штаны из меха молодого оленя, оленьего камуса и нерпичьих шкур. Их носят мехом к телу. Затем идет еще одна кухлянка, но уже мехом наружу. Поверх надевается камлейка, легкая верхняя одежда с капюшоном, своего рода дождевик. Раньше камлейки шили из кожи и кишок морских животных, а теперь из брезента или синтетических материалов, но традиция украшать их вышивкой и аппликацией сохранилась. Обувь у зверобоев тоже идеально приспособлена для работы в море. Для тепла на ноги сначала надевают чижи – меховые носки из оленьего камуса. А потом обуваются в меховые сапоги – торбаса. Они не пропускают воду, поскольку голенища сшиты из шкуры кольчатой нерпы мехом внутрь, а подошвы – из шкуры лахтака.


Поселки морских охотников на Чукотке расположены не в глубине заливов и бухт, а у открытого моря, на поворотных мысах, – там, где ветры и течения даже зимой разгоняют лед, где киты и моржи подходят близко к берегу. Охота на китов запрещена, но для коренных народов Арктики, чей организм перестроился и получает необходимые витамины и микроэлементы из мяса морских животных, сделано исключение. Поселкам выделяется квота на необходимое количество китов, а продавать добычу запрещено. Мясо и жир убитых животных по-прежнему делят между всеми жителями.

Зверобои Чукотки необычайно гостеприимны, и никого не отпустят без угощения. Гостям обязательно предложат попробовать блюда, приготовленные по традиционным рецептам. Самое известное из них – мантак из кожи кита со слоем сала. Больше нигде в мире не готовят ничего подобного. Продавать мантак запрещено, поэтому отправиться в гости к зверобоям – единственный способ попробовать этот редкий деликатес.

Читайте также Правила жизни под Полярной звездой Культура коренных народов Севера

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ