Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Опорная сеть Северного завоза: особый статус некоторых дорог России

Караваны от Москвы до Анадыри

25 февраля 2024

Северный завоз — становой хребет российской Арктики. Без доставки топлива, строительных материалов, лекарств и еще сотен наименований товаров в Заполярье невозможны ни жизнь, ни производство. После принятия закона «О Северном завозе» в России началось активное создание принципиально нового уклада по организации логистических потоков на Крайнем Севере. Одним из его краеугольных камней является создание правового поля, в котором будет существовать доставка грузов первой (и второй) необходимости для поселений в царстве вечной мерзлоты.

Правительство России в феврале 2024 года утвердило перечень опорных объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В него вошли более 150 участков автомобильных дорог регионального и федерального значения, более 125 железнодорожных станций, 16 аэропортов, 21 морской и 15 речных портов, а также 23 реки и одно озеро. Располагаются они не только на территории регионов АЗРФ, в Северном завозе примут участие Магаданская, Иркутская, Амурская, Омская, Красноярская, Сахалинская и Тюменская области, а также Пермский, Забайкальский, Хабаровский, Приморский края вместе с Республиками Коми, Алтай и Бурятия.

Для опорных объектов транспортной инфраструктуры в законе прописан ряд правил, которые обеспечат бесперебойное функционирование доставки. Так, согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона, владельцы объектов, попавших в перечень опорных пунктов, не имеют права отказать в перемещении грузов и должны обеспечить их полную доступность для осуществления Северного завоза. Собственники в свою очередь имеют право оказывать содействие безвозмездно или за плату, а государство может в свою очередь оказать им поддержку. Опорные пункты инфраструктуры могут финансироваться по-разному — за счет федерального бюджета, регионального или муниципального, а также несколькими сразу в различных пропорциях. К содержанию опорного пункта могут подключиться и частные лица в форме концессии на условиях государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Правда, участие в данном мероприятии является как большими возможностями, так и не меньшей ответственностью. В пункте 2 статьи 17 закона отдельно прописано, что с 2026 года финансирование будет проводиться в размере 100% от установленных местной, региональной или федеральной властью нормативов. Недофинансирование или частичное исполнение обязательств в Северном завозе с точки зрения государства недопустимо. 

Итак, главное условие — никаких задержек для транспортировки грузов первой и второй категорий. Они будут иметь специальную маркировку, которая потребует от любого участника процесса транспортировки приоритетного обслуживания. К первой категории грузов относятся товары жизнеобеспечения: социально значимые продукты питания и непродовольственные товары, лекарства, топливо и другие ГСМ. Под вторую категорию подпадают заказы для государственных и муниципальных нужд.

Всего за год в рамках Северного завоза на Север отправляется около 3,2 млн грузов, а стоимость мероприятия достигает отметки в 88,7 млрд рублей. Федеральным координатором исполнения мероприятий с 1 апреля 2024 года станет Минвостокразвития, а роль единого морского оператора пока прочат Росатому.

Читайте также Железные дороги в Арктике: новые пути для Северного завоза Перспективы развития дорожной сети

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ