Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Автоматическая фабрика по хранению рыбы: терминал «Ударник» готовится к запуску

Гигантский холодильник в Мурманске

24 января 2024

В 2024 году один из крупнейших пунктов для хранения рыбы и морепродуктов в Кольском Заполярье запустит свою первую очередь. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство развития Арктики и экономики Заполярья. Терминал «Ударник», который строит компания «Норебо», после выхода на проектную мощность сможет перерабатывать до 800 тысяч тонн груза в год, из которых 500 тысяч придутся на водные биоресурсы, а еще 300 тысяч — на прочие виды продуктов. Он будет обеспечивать не только полный цикл обслуживания промысловых судов, но и доставку продукции на внутренний и внешний рынки. Огромный холодильник позволит единовременно хранить 35 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Самые большие мощности разместят в причальной зоне, чтобы максимально ускорить процесс разгрузки судов — рефрижераторы вместят около 25 тысяч тонн, а оставшиеся 10 тысяч тонн будут возить на тыловую площадку комплекса. После выхода на проектную мощность, терминал «Ударник» обеспечит около 250 новых рабочих мест.

Рыбопромышленные компании Русской Арктики с нетерпением ждут запуска нового комплекса, особенно глядя на дальневосточные практики. Там «Норебо» в прошлом году запустила третью очередь терминала «Сероглазка» рядом с Петропавловском-Камчатским. Его мощность на данный момент составляет 300 тысяч тонн перевалки рефрижераторного груза в год, 25 тысяч тонн рыбы могут вместить его холодильники единовременно, а совокупный объем перевалки грузов составил 1,2 млн тонн за год. На 1600 метрах причальной линии находятся 8 грузовых причалов, в которые могут заходить суда с весьма приличной осадкой — глубина там составляет 14 метров. Помимо складских услуг «Сероглазка» предлагает пользователям услуги лаборатории по оценке качества, санитарных норм и других исследований пищевой продукции. Капитаны судов и представители рыбопромышленных компаний взаимодействуют с компанией через «одно окно», что существенно повышает удобство решения множества тонких вопросов по сравнению с развитой и весьма медленной бюрократией во многих портах мира.

«Ударник», как и «Сероглазка», в целом готовы принять любой груз, выступая как перевалочные мощности для перемещения товаров по Северному морскому пути. Не в последнюю очередь их перспективы развития основаны на выгодном местоположении — как до Мурманска, так и до Камчатки можно добраться без помощи ледоколов, что существенно повысит удобство доступа к транзиту через Северный Ледовитый океан. В самом деле, лишь малая часть существующих грузовых судов может безбоязненно путешествовать по суровым арктическим водам даже летом. Перевалка же грузов в удобных точках означает, что плыть по ледяным просторам Арктики будут те, кто это умеет — российские капитаны на российских кораблях. В планах по увеличению грузооборота по СМП в 2024 году до 80 млн тонн, данная схема точно найдет свое место.

Терминал «Ударник» является частью ТОР «Столица Арктики», то есть резидентом свободной экономической зоны. Он пользуется преимуществами свободной таможенной зоны, снижением налоговой нагрузки и компенсацией страховых взносов. Без этой помощи строительство такого проекта потребовало бы куда большего времени, что, конечно, не укладывается в требования Правительства РФ по интенсивному развитию экономики Арктики. Впрочем, и с государственной поддержкой «Норебо» вложила в строительство порядка 4 миллиардов рублей.

Всего на арктической территории опережающего развития на январь 2024 года зарегистрированы 9 резидентов, которые вложили более 164 млрд рублей инвестиций и создали 5230 новых рабочих мест.  


Читайте также Старт «Серного проекта»: перспективы экологической революции на Таймыре Как очистить воздух в Норильске

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ