Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Выживание в Северном Ледовитом океане: арктические воды против добывающих компаний

Климатические технологии для нефтегазовой отрасли

7 ноября 2023

Сама возможность работы добывающих компаний в Арктике тесно связана с развитием науки и технологий. И если для тех, кто разрабатывает месторождения в тундре, ученые уже более-менее придумали ряд стандартных решений, то вот в Северном Ледовитом океане выживать по-прежнему очень непросто. Между тем, арктические воды таят несметные богатства. Только разведанные запасы нефти и газа на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана составляют около 25% от общемировых запасов углеводородов, причем около 60% приходится на российскую территорию. Вместе с интенсификацией развития Северного морского пути и отечественного сектора Заполярья в целом перед добывающими компаниями открываются огромные перспективы работы чуть ли не на столетия вперед.

Сегодня в России реализован или находится в близком к завершению состоянии ряд проектов, существующих непосредственно в море, — платформа «Приразломная» компании «Газпром-нефть» в Печорском море качает нефть с 2013 года, а плавучие заводы по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2» от «Новатэк» уже в скором времени выйдут на проектную мощность. Крупные корпорации осторожно говорят о строительстве следующих столь же масштабных проектов, ведь пока это всего лишь планы. Дело в сложных погодных и ледовых условиях: сжатие тяжелых льдов, способное смять многотонные стальные конструкции как подросток алюминиевую банку, многотонные айсберги, грозящие морским платформам судьбой «Титаника», шторма, ветры и многое другое. К примеру, платформу «Приразломная» строили с огромным запасом прочности, чтобы предусмотреть все возможные опасности. Её основание способно выдержать прямое попадание торпеды, а трехметровые бетонные стены кессона покрыты четырехсантиметровым слоем планкированной стали, которая устойчива к износу и коррозии.

Морскую платформу строили с учетом возможности появления 10-метровой волны, которая возникает с вероятностью один раз в 100 лет. При этом 500 тысяч тонн конструкции опираются прямо на дно, что на практике позволяет сдвинуть её с места разве что ядерным взрывом (да еще и не всяким).

На дно встали и два завода СПГ проекта «Арктик СПГ-2». Их отличие от «Приразломной» в том, что в перспективе их можно будет снова поднять над водой и отбуксировать в другое место. Впрочем, оно и понятно — добыча газа ведется на берегу и строить на морском дне огромную систему безопасности, прочно «вросшую» в грунт, нет необходимости. Другие же морские платформы используют, когда нет льдов — так, «Газпром» регулярно проводит исследования месторождений на континентальном шельфе Северного ледовитого океана. В начале ноября 2023 года компания рассказала о завершении сезона буровых работ на полупогружной буровой установке «Арктическая» в Карском море, а ранее, летом, разведку проводила платформа «Северное сияние» в Баренцевом море.

По мнению экспертов, одним из краеугольных камней развития шельфовой добычи углеводородов в Северном Ледовитом океане является создание системы мониторинга, которая позволит управлять ледовой обстановкой. Это спутники, такие как «Арктик-М», «Кондор» и другие, которые будут отслеживать в реальном времени состояние льдов и сообщать об этом как путешественникам по Северному морскому пути, так и обитателям морских платформ. Особенно это актуально в свете изменения климата, которые, безусловно, влияют на формирование льдов, меняют сроки и характер их движения. Да, платформы не смогут уплыть от многотонного айсберга, но вполне будут способны вызвать на подмогу ледокол, который отбуксирует опасную льдину подальше от станции. В 2004-2005 годах исследовательское судно «Михаил Сомов» провело ряд экспериментальных мероприятий по изменению курса айсбергов, доказав, что подобное возможно. Своевременное предупреждение о штормах, льдах и ветрах позволит повысить безопасность будущих платформ на порядки.

Кстати, сами добывающие компании тоже используют климатические технологии, только не по адаптации к изменениям погоды, а по снижению углеродного следа в атмосфере и повышению безопасности окружающей среды. Так, отходы производства на «Приразломной» сливают в отдельный герметичный резервуар, из которого затем их увозят на «большую землю». В случае повреждения платформы как хранилище нефтепродуктов, так и «бак» с отходами не должны пострадать — в отличие от других представителей своего вида, российская морская платформа продумывалась с прицелом на недопустимость разливов нефти в море.

Заводы же «Арктик СПГ-2» по словам руководства должны производить на 30% меньше парниковых газов на тонну готового продукта, чем в среднем по отрасли. Это достигается за счет использования современных технологий и высокой энергоэффективности плавучих заводов.

Читайте также В условиях вечной мерзлоты: как добывают нефть и газ в Арктике По оценкам, на российском арктическом шельфе имеются запасы нефти и газа, которые смогут обеспечить 20-30% добычи нефти к 2050 год.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ