Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Возрождение российской метеорологии в Арктике

Кажется, дождь начинается?

18 мая 2023

Арктику не зря называют «кухней погоды» — именно там формируются процессы, которые оказывают влияние на дожди, снегопады, похолодания и потепления на значительной территории нашей страны далеко за пределами северных регионов. Некоторые ученые, в частности, Президент Российской Академии наук Александр Сергеев в 2019 году, отмечают, что в последние годы этот регион в целом оказывает существенное влияние на изменение климата в мире. Мониторинг погоды в Арктике начался еще в начале XX века, пережил свой расцвет в 1950-е и кризис 90-х годов. Сегодня российская система наблюдения за климатом Заполярья снова переживает трансформацию.

И, небольшая оговорка. В статье мы бросили короткий взгляд на систему именно наземного наблюдения за погодой, оставляя за скобками космическую составляющую современной метеорологии. О ней мы поговорим в будущих материалах.

Дежурные по Арктике

Предсказание погоды основывается на математических моделях, которые работают тем точнее, чем больше данных есть в распоряжении ученых. Первые станции наблюдения за погодой были основаны еще при Российской империи, но планомерное и основательное развитие сети заполярных наблюдательных пунктов осуществил СССР. В 1930-е годам на берегу Северного Ледовитого океана было построено несколько десятков метеостанций, следивших за погодой на протяжении всего Северного морского пути. К 1985 году в Заполярье функционировало 110 станций, из которых 24 проводили аэрологические исследования, 24 — актинометрические, а 80 занимались гидрологическими изысканиями. Помимо стационарных исследовательских баз были и дрейфующие платформы, работу вели на кораблях и военных базах. Кстати, метеорологические станции часто несли и оборонную функцию, наблюдая за перемещением подводных лодок и судов в Северном Ледовитом океане.

Работа на метеорологической станции в Заполярье была тяжелой, а их содержание — сложным и ресурсоемким процессом. На них трудились вахтами по 6-12 месяцев, припасы завозились на кораблях и вездеходах. Условия жизни для персонала были довольно суровыми, особенно в довоенные годы. Согласно статье «Полярное управление Главсевморпути и работа полярных станций 1932-1963 гг.» Романенко Ф.А. и Ежовой Н.М., на станции о. Уединения на одного человека приходилось около 3м2 личного пространства, часто наблюдались перебои с поставками провианта и топлива. Людям приходилось разгружать пароходы, стоя по пояс в ледяной воде в конце осени, они болели цингой и разбирали на топливо ими же построенные дома. И это работа по обслуживанию станционного хозяйства — ведение наблюдений, проводка судов и участие в исследованиях сами по себе были тяжелейшими задачами.

«

«…ежечасная авиапогода. Не выдерживаем. У Володи судовая вахта. Я трое суток не раздеваюсь. Сплю за столом», — писал в своем дневнике метеоролог М.М. Кожухов, работавший на навигационной станции о-ва Гейберга в 1947 году.

»

Кстати, по мнению ученых, именно в 1950-е годы сеть полярных метеостанций достигла наивысшего расцвета и развития, создав инфраструктурный каркас для стационарного изучения Арктики. Она стала не только источником полезной информации, но и опорным пунктом для спасательных и исследовательских экспедиций. В штат станций входили не только метеорологи, но и врачи, техники, которые могли быстро включиться в решение экстренной ситуации.

В 90-е годы экономические трудности существенно сократили количество метеорологических станций, что не могло не сказаться на качестве прогнозов. Наблюдательные пункты закрывались один за другим, ветшали и превращались в жилища для морских птиц и, иногда, белых медведей.

«

«Проблема в плотности наблюдательной сети. Чтобы делать четкие прогнозы, нужны три составляющие: наблюдательная сеть — наземная, воздушная и космическая», — цитирует РИА Новости высказывание главы Росгидромета Максима Яковенко от 2019 года.

»

На тот момент российские ученые часто пользовались данными иностранных наблюдательных станций и спутников, и развитие отечественной сети наблюдения за погодой стало важной повесткой дня. Во время пресс-конференции Максим Яковенко подчеркнул, что в XXI веке для точных прогнозов нужна система автономных океанических буев.

Пусть мерзнут роботы

К 2024 году Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) развернет сеть автономных метеорологических буев в морской и прибрежной зонах российской Арктики. На данный момент установлено 7 станций, а за текущий год будет размещено еще 42 буя.

«

«Покрытие всей зоны Северного морского пути и прилегающей части Арктического бассейна дрейфующими и стационарными метеостанциями позволит получать ежечасные прямые наблюдения о ледовых и метеорологических параметрах в регионе», — отметил Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

»

Дрейфующие автоматические буи обладают рядом преимуществ перед стационарными метеостанциями — они существенно дешевле в эксплуатации на длинной дистанции, а также не требуют от людей самопожертвования на алтаре полярной метеорологии. Впрочем, это не означает закрытие всех метеостанций в регионе. С 2013 года Росгидромет понемногу восстанавливает наблюдательные пункты по всему побережью Северного Ледовитого океана. Часть из них превращают в обсерватории (о-ва Шпицберген, Хансен и в Тикси), где ученые в довольно комфортных условиях проводят научную работу по изучению климата; часть станций восстанавливается под прежние, советские стандарты проведения работы, а еще ряд объектов становится автоматическими наблюдательными центрами. А еще российские ученые построили дрейфующую исследовательскую платформу «Северный полюс – 41», которая стала автономной базой климатических исследований в Заполярье. Она позволяет работать большому коллективу специалистов в северных широтах без риска для жизни и здоровья, тестировать уникальные технологические решения и новинки.

А какова судьба старых метеостанций? В апреле 2023 года Агентство развития Норильска и Росгидромет подписали соглашение о реконструкции ряда заброшенных метеостанций. Их превратят в опорные пункты для заполярного туризма. Предполагается, что гостей региона будут забрасывать туда с помощью легкомоторной авиации или на вездеходах. Сами базы укомплектуют специалистами, которые смогут не только принимать туристов, но и помогать другим полярникам в экстренных ситуациях — эвакуация и оказание медицинской помощи. Метод, согласитесь, уже многократно опробованный и вполне рабочий. Новая программа на Таймыре может стать успешным кейсом, который позволит вдохнуть вторую жизнь для уникальной сети арктических баз.

Читайте также Сало, снежура и шуга Почему северяне внимательно следят за ходом ледостава и планируют по нему логистику

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ