Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Вечный «Челюскин»: кино и музеи в честь легендарных полярников

Проникаемся духом дрейфа на льдинах

13 февраля 2024

«В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов...», — эта телеграмма пришла в Мурманск 90 лет назад, 13 февраля 1934 года. Команда корабля почти три месяца дрейфовала рядом с Чукоткой — 104 человека, в том числе две маленькие девочки, оказались заперты в смертельно опасной ловушке. За спасением героических полярников с замиранием сердца следила вся страна, их искали в ледяной пустыне сотни человек, а эпопея легендарных челюскинцев навсегда стала частью истории освоения российской Арктики.

Пароход «Челюскин» был построен в 1933 году в Дании по заказу СССР. Он получил свое название в честь русского исследователя Арктики XVIII века Семена Челюскина, имел ледокольную защиту в носовой части, но не был полноценным ледокольным судном. Руководителем экспедиции стал первый начальник Севморпути Отто Шмидт, а капитаном был назначен Владимир Воронин. Согласно первоначальным планам, экспедиция должна была пройти весь Северный морской путь, повторив успех ледокола «Александр Сибиряков». Так предполагалось доказать возможность прохождения СМП за одно плавание. Пароход вышел из Мурманска 16 августа, а к концу сентября уже достиг Чукотского моря. Нельзя сказать, что его плавание было безоблачным — шторма, ветра и дрейфующие льды постоянно угрожали судну, которое по своим эксплуатационным и прочностным характеристикам даже по стандартам 30-х годов нельзя было назвать вполне подходящим для арктических плаваний. Впрочем, перспективы освоения Арктики стоили любого риска.

Пароход Челюскин

23 сентября рядом с берегами Чукотки корабль был затерт льдами, а потом и вовсе вмерз в них. Почти пять месяцев судно путешествовало по милости волн, и вроде бы все складывалось удачно. Сначала воды Северного Ледовитого океана понесли их в сторону Берингова пролива, но затем развернули обратно и потащили на Север когда до чистой воды оставались считанные мили. 13 февраля пароход утонул, и команде пришлось перенести свои пожитки и припасы непосредственно на лед. Дух полярников оказалось невозможно сломить — лагерь вел радиопереговоры с «материком», велись наблюдения, а Отто Шмидт читал лекции по диалектическому материализму.

Отто Шмидт

Через два дня после того, как пароход утонул, было принято решение об организации спасательной операции. Она заняла почти три месяца — сначала челюскинцев надо было найти, а затем и вывезти из ледового плена. Мешали ужасные погодные условия: туманы, морозы, ветра и прочие прелести арктического климата. Так, летчик Анатолий Ляпидевский смог посадить самолет на льдине всего лишь с 29-й попытки. По итогам спасательной экспедиции все участники, кроме детей, получили ордена «Красной Звезды», а летчики Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков первыми получили звание героев Советского союза.

Естественно, героическое прошлое сегодня нашло свое отражение в топонимах почти всех арктических городов — улицам Челюскинцев нет числа. То же можно сказать и о музеях освоения Арктики, которые не могут обойтись без упоминания героического дрейфа советских полярников. К примеру, в фондах ГБУ «Музейного центра «Наследие Чукотки» находится уникальная коллекция предметов участников экспедиции. Это документы, карты, личные вещи, памятные знаки и фотографии полярников. В честь  90-летия истории Челюскинцев музей провел масштабную выставку, но для гостей города работают и постоянные экспозиции. На самом Севере Красноярского края, в поселке Диксон Музей полярной авиации также пестуют тесную связь с этой историей — некоторые его экспонаты были непосредственными участниками тех героических времен. Память о героическом подвиге советских полярников хранят их потомки — дети и внуки участников экспедиции организовали комитет «90-летия Челюскинской эпопеи». Они курируют производство кино, сериалов, выставок, выступают с лекциями и помогают музеям. На официальном сайте комитета можно получить актуальную информацию о всех мероприятиях комитета.

Источник фото: общественный комитет по подготовке празднования 90-летия Челюскинской эпопеи

Впрочем, для того, чтобы встретиться с прошлым освоения Арктики, скоро достаточно будет наличия телевизора. Второй год ведутся съемки сериала «Челюскинцы. Первые» — сначала они проходили на Чукотке, а в нынешнем году декорации строятся в Териберке. Скорее всего, после завершения производственного процесса их оставят, сделав вклад в туристическую привлекательность места — так поступают многие съемочные группы, работавшие в заполярном поселке.

Добраться же до мест, в которых выживали доблестные полярники, возможно, хотя это представляет собой довольно длительное и дорогостоящее мероприятие. Можно отправиться в тур на ледоколе по Северному морскому пути или же добраться до побережья Северного ледовитого океана из Анадыря на попутном самолете. В любом случае, путешественнику потребуется помощь проводника, кое-какое снаряжение и готовность к преодолению трудностей. Хотя, следует признать, что за 90 лет угроза жизни и здоровью в Арктике для туриста стала заметно меньше — разве что дрейфовать на льдинах по-прежнему советуют только профессионалам.

Читайте также Экспедиция в бессмертие Сто лет со дня строительства «Персея» – первого советского научно-исследовательского судна

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ