Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Опорный город в Арктике: как сделать жизнь в Заполярье комфортной?

Дом для будущих полярников

26 июля 2023

В рамках выступления на ПМЭФ-2023 губернатор Мурманской области Андрей Чибис предложил расширить список опорных городов в АЗРФ. По его словам, особый статус населенных пунктов должен интенсифицировать их экономическое развитие, что существенно повысит привлекательность Заполярья для будущих поколений. «Молодежь уже сегодня принимает решение, будет ли она оставаться в Арктике, поэтому мы должны вкладывать в улучшение городов, населенных пунктов», — подчеркнул глава региона. По итогам форума Андрей Чибис отметил, что летом 2023 года был запущен штаб на базе Минвостокразвития, который прорабатывает планы развития будущих арктических опорных городов и характер инвестиций.

Что такое «арктический опорный город»?

На данный момент этого термина в юридической и государственной практике Российской Федерации не существует. Его предложил ввести глава Мурманской области весной 2023 года во время заседания рабочей группы Госсовета РФ по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития АЗРФ.

«Арктический опорный город», по его мнению, представляет собой экономический центр региона, в который вкладывают инвестиции для создания комфортной социальной среды и создают особые меры поддержки.

Например, в части образования это в том числе дополнительные меры поддержки для арктических ВУЗов. Это программы льготного кредитования и субсидий на приобретение недвижимости, развитие медицины. Это и создание комфортной городской среды, в которую входит мастер-план по развитию города по аналогии с Дальним Востоком.

Интенсивное развитие городских агломераций в Заполярье должно создать привлекательные условия для притока высококвалифицированных специалистов, которые будут жить и работать в Арктике на постоянной основе. Сейчас идет разработка критериев, по которым можно определить, какой же из арктических городов можно назвать «опорным». И это не так просто.

Например, рассмотрим дискуссию вокруг термина «опорный населенный пункт» в Арктике. Согласно Распоряжению Правительства РФ №4132-р, у опорного населенного пункта есть четкие критерии: опорный населенный пункт не должен входить в зону агломерации, иметь площади для перспективной застройки, расстояние до ближайшего населенного пункта с населением более 50 тыс. человек должно превышать 50 км по дорогам общего пользования, но сам опорный населенный пункт должен находиться в пределах доступности автомобильной дорожной сети. Также численность его населения должна превышать 3 тыс. человек и не дотягивать до 50 тыс., а за последние пять лет количество жителей такого поселения не должно было снизиться более чем на 5%.

Эти критерии в совокупности не подходят для Арктики, о чем говорят аналитические статьи по результатам научных работ. Если совсем кратко изложить суть материалов, то в Арктике нет поселений в должной мере удовлетворяющих критериям «опорного населенного пункта», но при этом потребность в этом инструменте для АЗРФ есть, и она большая.

Особое отношение к Арктике

Получается, для Заполярья необходимо вырабатывать новые критерии, но как? Один из вопросов — кому именно давать преференции. Согласно мнению ученых, озвученных в статье, Арктика представляет собой сетевую структуру в отличие от схемы «центр-периферия», привычного для материка. Небольшие поселения со статусом поселка на Севере предоставляют мощности и спектр услуг, характерные для региональных центров, да и основной объем производства продукции приходится на  «сельскую» местность (55,8% отгруженной продукции и 68,9% инвестиций в основной капитал находятся вне городов Заполярья на январь 2022 года). При этом данные поселения во многом обслуживают ресурсодобывающие активы, что обуславливает их узкую специализацию. В средней полосе России, скажем, небольшой город обычно объединяет в себе деловую, логистическую, медицинскую, образовательную составляющие, в то время как в Арктике найти многофункциональный центр кроме столиц регионов почти невозможно. Правда, тут стоит оговориться — в ближайшее время такими «форпостами» должны стать порты на протяжении Севморпути.

Специалисты предложили двигаться вслед за течением материи, то есть адаптировать текущее законодательство под уже сложившуюся сетевую систему распределения функционала между арктическими поселениями. Де-факто это означает адресные меры поддержки в зависимости от специализации населенного пункта,  в отличие от единого стандартизированного комплекса мер для средней полосы. Вероятно, концепция разработки программы развития для «арктических опорных городов» может пойти по схожему сценарию.

В чем сила заполярного города?

Ключевое экономическое свойство города в Арктике — это логистика и медицина. В среднем более 78% пассажирооборота и 56% грузооборота проходят через них, там же расположены склады и основные системы обслуживания парка техники. Причем, размер города и его функционал, а также значение для экономики жестко не связаны. К примеру, Новый Уренгой уверенно обгоняет Мурманск и Архангельск по объему пассажирооборота, хотя его население почти в 3 раза меньше. Также в городе люди рождаются и лечатся — в Красноярском крае 87% детей появляются на свет внутри агломераций, в НАО — 56%, а на Чукотке цифра составляет 47%. Добавим к этому динамично растущую потребность арктических производств в кадрах, и вот — нужно образование, тем более что мировой опыт показывает успех концепции заполярного университетского города.

Таким образом, понятие «арктический опорный город» и меры поддержки внутри него должны быть специализированы с учетом особенностей каждого населенного пункта. То, что подойдет Мурманску, может быть бесполезно в Салехарде, как и наоборот. Это сложная аналитическая работа, которая требует времени и кропотливого изучения структуры местной экономики. Впрочем, базовый вектор остается один — регионы АЗРФ всеми силами будут стараться привлечь к себе людей для постоянной жизни, формируя комфортное пространство и предлагая экономические стимулы. Уже сегодня речь идет о льготной «арктической ипотеке», «арктическом гектаре» и региональных программах поддержки частного домостроения. В сочетании с грядущей современной инфраструктурой и коммуникациями это похоже на повод задуматься о переезде на Север.

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ