Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Оленетранспортные батальоны: как оленеводы защищали родину

Уникальные подразделения Красной Армии

9 мая 2023

В Нарьян-Маре есть необычный памятник — скульптор в бронзе отлил фигуру ненца с винтовкой, шестом каюра и его верными спутниками: северным оленем и собакой. Его установили в 2012 году в память о бойцах оленетранспортных батальонов, которые доблестно сражались в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии. Спустя 8 лет памятник героическому труду бойцов оленетранспортных батальонов установили и в Мурманске. Их роль в обороне северных рубежей нашей родины трудно переоценить, ведь именно на их плечи легла ответственность за функционирование транспортной инфраструктуры на самых опасных и сложных участках арктического театра боевых действий.

Родина зовёт!

В 1941 году наступление гитлеровской армии шло по нескольким векторам, один из которых имел своей целью Мурманск. Незамерзающий порт был незаменимой оперативной базой, которая мешала нацистам на и море, и суше. Массированная атака шла в Карелии, и в ноябре первого года войны в ряды 14-й Карельской армии были призваны первые оленеводы вместе со своими ездовыми оленями. Из них сформировали три транспорта, каждый из которых обслуживали 154 человека, из которых 77 были каюрами. Каждое формирование включало в себя 76 легких нарт, 270 грузовых нарт и 15 оленегонных собак. Погонщиками выступали в основном саами — представители коренного народа, сотни лет кочевавшие по Европейскому северу. В СССР они стали жить оседло, но сохранили свой традиционный хозяйственный уклад, были умелыми охотниками, прекрасно приспособленными к выживанию в Арктике.

Вскоре вышло секретное постановление Государственного комитета Обороны №ГКО-930с, объявлявшее дополнительную мобилизацию среди оленеводов Ненецкого округа Архангельской области и Коми СССР. Всего на войну отправились 10 000 оленей и 1 400 каюров на 500 нартах.

«

«Бойцов набирали прямо из оленеводческих стойбищ, рыбацких становищ и деревень. На фронт уходили лучшие молодые оленеводы — опора ненецкой тундры», — рассказывает автор проекта «Этнос и время» Ирина Хэно. В число призывников в основном попадали представители КМНС, но встречались и русские каюры, жившие и работавшие в тундре.

»

За годы войны они спасли жизнь 10 412 раненым солдатам, доставив их под обстрелами по бездорожью в лютый холод с линии фронта в госпитали; 7 985 человек доставили к месту боевой дислокации, снабдив их 17 тысячью тонн боеприпасов. На упряжках умудрялись вывозить даже подбитые самолеты — их вернули 162 штуки, а также моторы и запасные части с уже непригодных к восстановлению машин. Некоторые бойцы добрались и до Европы — 31-я оленно-лыжная бригада дошла через Польшу до столицы Чехии.

Источник фото: Музей оленетранспортных батальонов

Почему олени?

Оленетранспортные подразделения решали целый спектр военных задач. Главными из них, конечно, были доставка грузов и вывоз раненых в условиях бездорожья. На одну грузовую нарту можно было навьючить до 300 кг зимой, что соответствует примерно 5 000 винтовочных патронов. Средняя скорость оленного транспорта составляла около 5-6 км/ч, а в день они проходили от 35 до 40 км. В случае интенсивного марша транспорт мог преодолеть до 80 км, но настолько интенсивные перемещения могли быть обусловлены только чрезвычайной важностью или крайне высоким уровнем угрозы. Также каюры и их подопечные решали узкоспециальные задачи — разведка, в том числе с захватом пленных, эвакуация экипажей сбитых самолетов за линией фронта и т.д. Многие солдаты-каюры были отличными стрелками и мастерами маскировки, и тут их навыки оказались чрезвычайно к месту.

Олени тоже оказались исключительно эффективным видом транспорта. Для начала, они не требовали специального ухода. Северный олень самостоятельно добывает себе пропитание, крайне устойчив к высоким температурам, может двигаться как по открытым пространствам, так и по пересеченной местности, в том числе и в лесу. А еще он бесшумный.

«

«Собаки в упряжках шумные, они лают, пререкаются между собой, выясняют отношения, лошади тоже издают громкие звуки, а олени — нет. Любое другое животное, но только не олень. Он не издает никаких звуков, абсолютно никаких. Действительно, они могли легко пройти под носом у врага», — рассказала ТАСС жительница саамского села Ловоозера Домна Хомюк.

»

Боевые подвиги

Оленетранспортные части довольно быстро стали досаждать гитлеровской армии настолько, что превратились в приоритетную цель.

«

«Вражеские летчики с азартом охотились за оленьими упряжками. Увидев свежий след нарт, летчик обязательно летел по этому следу, догонял упряжку», — вспоминает ветеран Николай Антипович Рочев.

»

Вражеской авиации каюры противопоставляли умение прятать себя и своих оленей. Одним из распространенных способов сохранить стадо было укрытие животных в лесу. Они могли провести там до суток, причем в полной тишине. Сами же бойцы в совершенстве владели различными хитрыми приемами маскировки, в том числе и на открытой местности.

Впрочем, в долгу они не оставались. Помимо вооруженного сопровождения, оленетранспортные части совершали рейды в тыл противника с целью уничтожения опорных пунктов и оказания морально-психологического давления. Причем часто им удавалось вооружиться не только стрелковым оружием и гранатами. В холодные месяцы, когда наст прочно смерзался и повышалась грузоподъемность упряжек, бойцы устанавливали на импровизированные лыжи минометы, легкие пушки и другую полевую артиллерию, затем внезапно атакуя врага с тыла. Также на их долю выпадали диверсии — разрушение мостов и повреждение дорог. За счет скрытности и высокой скорости каюры появлялись и исчезали как призраки, задолго до того, как гитлеровские солдаты узнавали об очередной атаке.

Читайте также Оленеводство в Арктике Без северных оленей людям в тундре не прожить

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ