Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Флот на воздушной подушке: жизнь СВП в Заполярье

Арктические маршрутные такси с маршевыми винтами

28 июня 2023

Судно на воздушной подушке (СВП) за последние несколько лет из чудо-техники превратилось в привычную деталь пейзажа. На них проводят речные круизы по Волге, они возят туристов по Байкалу и регулярно появляются в репортажах об учениях МЧС и армии РФ. Высокая доля импортозамещения в российской индустрии производства СПВ, эффективные меры поддержки и рост спроса на надежную технику стал толчком для развития этого направления. Арктика здесь сыграла не последнюю роль, став, фактически, безграничным рынком сбыта для вездеходов всех видов, и суда на воздушной подушке не стали исключением.

Кто положил судно на воздушную подушку?

Предтечу большинства современных ховеркрафтов (судов на воздушной подушке) построил в 1959 году британский инженер Кристофер Кокрелл. Это был корабль под именем SR.N1, придуманный для Министерства обороны Соединенного Королевства. Принцип работы соплового ховеркрафта в самом примитивном изложении таков: в плоском днище корабля по периметру установлены сопла, которые нагнетают воздух под судно, поднимая его. Они создают изгибающиеся потоки воздуха, а также повышенное давление. Это позволяет компенсировать воздействие центробежных сил на частицы воздуха, движущиеся по искривленным траекториям. Так получается стабильная воздушная подушка. Сегодня СВП дополняют «юбкой» из гибкого материала, которая дополнительно ограничивает воздушные потоки, обеспечивает повышенную высоту полета и высокую проходимость. Движение вперед осуществляется с помощью маршевых винтов, расположенных на корме судна. Существует еще множество видов СВП — «скеговые», экранопланы и их переходные формы, но основная масса коммерческих и военных судов построены исходя из принципов и наследия мистера Кокрелла.

Основное преимущество судов на воздушной подушке — это скорость и проходимость. Благодаря низкому трению некоторые модели могут разогнаться до 110 км/ч по льду и около 75 км/ч по спокойной воде. Им не нужен оборудованный берег, не страшны мели, камни и «топляки». Более того, им и вода то особо не нужна. СВП отлично ходит что по льду, что по песку, болотам или любой другой относительно гладкой поверхности. За счет низкого трения добавляется высокая энергоэффективность, существенно снижающая расход топлива по сравнению с другими видами транспортных средств в аналогичных условиях. К примеру, их единственные можно использовать во время ледостава и ледохода, что одно обеспечило популярность СВП у спасательных служб и военных в суровых условиях Заполярья. Гражданские также стараются не отставать.

Бытовая логистика верхом на спецтехнике

В Заполярье судна на воздушной подушке эксплуатируются не как диковинка или транспорт для экстремальных условий, а в виде маршрутных такси. В Якутии и на Ямале в периоды половодья, ледостава и ледохода, да и в обычное время СВП возят жителей населенных пунктов почти круглый год. 

У этого бизнеса есть любопытная специфика — сезонное колебание цен. В зависимости от погодных условий и сложности маршрута ховеркрафт может взять на себя разное количество груза и пассажиров. Чем сильнее ветер и больше торосов, тем меньше полезная нагрузка. И это не может не сказаться на цене одного рейса. Так, директор «ЛенВодаСервис» Борис Строев в интервью ЯСИА от 18 мая 2023 года отмечал, что рост цен на билеты с 1,5 до 3 тыс. руб. вводился поэтапно в зависимости от ухудшения ледовой обстановки. А уже 22 мая цены снизились до 2 тыс., поскольку ледовая ситуация стабилизировалась. Непогода может и вовсе остановить движение СВП. Это происходит из-за сильного ветра — суда на воздушной подушке уязвимы к нему, как и к высоким волнам. Об этом стоит помнить, если вы едете из Салехарда в Лабытнаги — там на переправе работают два СВП.

Среди недостатков судов на воздушной подушке часто называют их высокую стоимость, а также сложность в ремонте двигателей. Раньше, когда в Заполярье бывали перебои с запчастями и толковыми специалистами, эти проблемы действительно тормозили развитие транспортного сообщения. Сегодня же это уже не такая проблема. К примеру, руководство ЯНАО планирует приобрести два теплохода на воздушной подушке «Нептун-23», чтобы наладить пассажирские перевозки из Салехарда в Катравож в период межсезонья. Их вместимость составляет 22 человека или 2,1 тонны полезной нагрузки. Впрочем, при учете стоимости эксплуатации альтернативного вида транспорта, вертолета, даже новый ховеркрафт выглядит весьма экономичным решением.

Арктика стала динамично развивающимся рынком сбыта для отечественных производителей СПВ. Среди их клиентов не только региональные власти, МЧС и перевозчики, но и туристические фирмы. С ростом популярности заполярного туризма пропорционально увеличивается потребность в вездеходах всех видов и мастей, в том числе и речных. Так, для новой турбазы на 1000 человек компания «Норильск» планирует приобрести собственное судно на воздушной подушке для комфортного перемещения туристов. Многие туроператоры используют СПВ для доставки охотников и путешественников по водным маршрутам АЗРФ, отмечая их безопасность и эффективность.

А вот перевозка грузов на СПВ пока в Заполярье не развита. Конечно, имеющийся флот регулярно используют для доставки посылок в удаленные регионы, но про заказы грузовых модификаций судов пока не сообщалось. И это вполне объяснимо — государству проще привезти несколько контейнеров полезных припасов на ледоколе через СМП или на барже от региональной столицы в рамках Северного завоза, чем создавать сеть всепогодной курьерской доставки с помощью ховеркрафтов. Впрочем, возможно эта идея еще ждет своего частного инвестора.

Читайте также Российские вездеходы на службе в Арктике: «Бурлак» отправился на учения МЧС Дом на колесах для полярников

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ