Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Экспериментальная школа для детей «Арктика»

Заполярный Хогвартс

1 сентября 2023

Существующая система образования для кочевых народов Арктики включает в себя наличие школ-интернатов. Созданная еще в середине XX века, она решает задачу по предоставлению детям КМНС полноценного образования в условиях Крайнего Севера. Однако сегодня её многие критикуют, причем одним из аргументов является то, что детей арктических кочевников и охотников вырывают из их естественной среды, но так и не могут интегрировать в современную цивилизацию. Расставание с привычным образом жизни, отрыв от традиций, кризис самоидентификации с одной стороны, и необходимость образования с другой казалось бы, создают классический «цугцванг». Без образования сегодня даже оленеводы из самой дальней тундры обречены на столкновение с непреодолимыми сложностями при коммуникации с властями и бизнесом, а без корней и поддержки общины многим представителям КМНС в современной цивилизации чрезвычайно некомфортно. Впрочем, неразрешима эта проблема только на первый взгляд — с 1999 года рядом с якутским городом Нерюнгри работает экспериментальная школа-интернат для детей пяти народов: эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и долганов.

«Осикта», «Геван», «Гиркил» и «Солинга»

Основная идея интерната «Арктика» — это совмещение интенсивной подготовки в рамках общеобразовательной программы средней школы и воспроизведения традиционного культурного контекста для учеников. В школу поступают подростки с 8 по 11 класс. Они выбирают одно из трех направлений углубленного изучения: физика и математика, биология и химия или филология. Поступить в интернат сложно, но зато его педагоги и программа позволяют рассчитывать на большое будущее — среди выпускников школы более 30 медалистов, которые учатся в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска и Якутска. При этом многие из них после больших городов возвращаются на свою родину, активно включаются в развитие региона и собственных общин.

Ученики объединяются в «семьи», где старшие присматривают за младшими, помогают им войти в ритм обучения и не чувствовать себя одинокими. Это и опыт взаимопомощи, и создание горизонтальных социальных связей, которые помогают в будущем. Обычно в комнате живет два ученика, делящие совместный быт и свободное время. «Семьи» в свою очередь объединены в общины — их четыре, «Осикта», «Геван», «Гиркил» и «Солинга». Как и в сказочном Хогвартсе, они соревнуются друг с другом весь учебный год, зарабатывая баллы на занятиях, во время спортивных состязаний и культурных мероприятий.

Отдельная миссия интерната «Арктика» — сохранение культуры КМНС. Школьники обстоятельно занимаются изучением родных языков, фольклора и традиций. По словам преподавателей, многие ученики при поступлении знают только два-три слова из родного языка, но уже к выпуску свободно говорят на нём. Достаточно сказать, что первая олимпиада по языкам коренных малочисленных народов Севера была проведена именно на базе интерната «Арктика». Помимо культурного наследия, школьники занимаются традиционными ремеслами. Они работают с кожей, осваивают приемы изготовления традиционной одежды и приготовления блюд национальной кухни. Де-факто, за 24 года интернату удалось создать отдельное пространство, в котором формируются люди, свободно владеющие как традиционными навыками, так и академическими знаниями, что позволяет им стать проводниками национального возрождения у себя дома.

Инновации и организация

Интернат «Арктика» не имеет жесткой вертикали власти в отличие от классических образовательных учреждений такого типа. Да, есть директор и педагоги, но многие решения принимаются самими учениками коллегиально, что воспроизводит механизмы самоуправления, характерные для общин. К примеру, наравне с руководством школы решения принимает парламент «Сулган», куда ежегодно выбирают по представителю от каждого класса. У интерната даже есть свой флаг и своя Конституция, как у отдельной республики.

Впрочем, через процедуру выборов ученикам приходится пройти еще до зачисления в интернат. Каждый район, где проживают КМНС, получает свою квоту на учеников, которых отбирают из местных детей. Затем вступают в дело педагоги школы, которые учитывают не только способности детей, но и их социальное положение. На часть мест берут детей из малообеспеченных и многодетных семей, что позволяет им получить социальный лифт и через годы вложиться самим в развитие своего дома.

«

«Наша школа — единственный подобный центр в России. Уже 24 года мы воспитываем элиту Арктики», — рассказала порталу «Дети Арктики» директор интерната Марина Руфова.

»
Впрочем, руководство не останавливается на достигнутом, ведь перед ним стоит амбициозная задача по распространению опыта в арктическом образовании. Новые классы, расширение штата, обновление материально-технического обеспечения школы и, самое главное, воспитание максимального количества детей, которые смогут улучшить как свою жизнь, так и своих соплеменников.

Источник главного фото: пресс-служба проекта «Дети Арктики» Читайте также Кочевая школа Можно ли научить детей читать во время каслания

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ