Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

Дикие олени Таймыра: как спасти популяцию без ущерба для КМНС

Экология против традиционного уклада?

5 апреля 2024

Популяция диких оленей Таймыра неуклонно сокращается. По последним данным Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, график динамики численности животных непрерывно идет вниз, начиная с 2003 года. Если 21 год назад таймырский олень насчитывал около 598 тысяч особей, то в 2023 году ученые смогли найти всего 107 тысяч особей. Специалисты бьют тревогу — дальнейшее сокращение численности может привести к гибели вида или, как минимум, утрате его промысловой ценности. При этом таймырский олень является не только важной составляющей экосистемы, но и ресурсом, играющим важную функцию в жизни КМНС арктической части Красноярского края. Идея полностью запретить охоту на диких оленей может показаться разумной, но только на первый взгляд. Эта мера болезненно ударит по традиционному способу ведения хозяйства и, как следствие, может сделать жизнь для тундровиков еще более тяжелой.

В рамках грядущей экспедиции специалисты из СФУ намерены найти ответы на поставленные вопросы. Помимо вопросов экологии, ученые собираются исследовать характер использования дикого северного оленя в хозяйстве, чтобы повысить его экономическую эффективность.

«

«Куда идут оленьи шкуры и в каких населенных пунктах лучше наладить их оперативные закупки, чтобы это не стало дополнительным фактором беспокойства <...> и не привело к нарушению баланса численности таймыро-эвенкийской популяции», — отметил в интервью ТАСС доктор биологических наук Александр Савченко.

»

По его словам, депутаты арктических областей Красноярского края на региональном уровне неоднократно поднимали вопрос о более полном использовании продукции, получаемой в результате охоты на диких оленей. Не только мясо и рога, но также шкуры, кости и другие биологические материалы могут быть использованы в современной промышленности для производства одежды, лекарств, активных пищевых добавок и т.д. Ученые собираются провести исследования «в поле», чтобы затем донести актуальную информацию и предложения по рационализации ведения хозяйства на уровень региональных и федеральных властей.

Более полное использование диких оленей означает рост экономической эффективности от каждого добытого животного. Это, в свою очередь, позволит снизить квоты на добычу диких оленей для общин. По словам заведующего группы экологии и оленеводства НИИСХиЭА ФКНЦ СО РАН Анатолия Шапкина, текущая квота в размере 40 тысяч особей в год уже устарела. Она была введена в начале века и с тех пор не пересматривалась. Дополнительные проблемы создает и браконьерство — хозяйственное применение оленя сверх положенного лимита ведется варварскими способами, причем часто уже добытое животное не используют во всем объеме. К примеру, многие браконьеры срезают панты (еще растущие, «молодые» и мягкие рога)  во время того, когда олени переплывают реки. Затем в раны попадает инфекция, которая губит многих животных.

Одновременное введение жестких ограничивающих норм вместе с повышением «КПД» каждого животного могут стать основой для сокращения добычи дикого оленя в единицах без потери в деньгах для местных жителей. Сегодня ученые предлагают ввести временный мораторий на охоту для всех групп населения, кроме ведущих традиционный образ жизни. Сегодня по подсчетам начальника научного отдела Объединённой дирекции заповедников Таймыра Леонида Колпащикова, среди КМНС добывать дикого оленя имеют право около 1 тысячи хозяйств по 8 оленей в год. Сокращение с 40 до 8 тысяч голов должно положительно сказаться на воспроизведении поголовья. Эксперты считают оптимальной популяцию в размере 700-800 тысяч особей, то есть чуть выше уровня 1990 года.

В программе грядущих экспедиций — авиаучет животных, полевая работа с представителями КМНС и охотничьих хозяйств, а также предприятий, занимающихся переработкой оленей в полезные и вкусные продукты. Перспектива повысить производительность локальной индустрии в современной Арктике уже не выглядит утопией, поскольку совокупный экономический эффект экономических преференций, особого налогового режима, региональной и федеральной поддержки традиционного способа ведения хозяйства уже сказывается на повышении уровня жизни тундровиков. Особые условия для экономики Арктики позволяют сбалансировать решения, принятые исходя из экологических соображений так, чтобы они не нанесли ущерба местным жителям и позволили восстановить популяцию животных в ближайшие годы.


Читайте также Обучение оленеводству: современное образование для традиционного природопользования За парту или в тундру?

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ