Инвестиционный портал Арктической зоны России
EN

«Арктик СПГ-2»: завод с доставкой на дом

Экология, газ и производство на Севере Ямала

13 июня 2023

В конце мая Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений «Новатэк» отчитался о готовности первого плавучего завода для проекта «Арктик СПГ-2». В июле нынешнего года его погрузят на корабли и отправят к месту базирования — полуострову Гыдан на Ямале, где находится месторождение Утреннее. Масса платформы составляет 600 тыс. тонн, она имеет длину 150 метров и ширину 300 метров. По данным «Новатэк», это — самые крупные плавучие платформы ОГТ (основанные на гравитационном типе) в мире. Проект «Арктик СПГ-2» стоимостью более $21,3 млрд будет включать три таких завода.

Ваша доставка в 2000 км. Ожидайте…

Выбор платформ ОГТ в качестве основы для производственных линий «Арктик СПГ-2» имеет две причины.

Первая — коммерческая, связанная с распределением производственных мощностей в АЗРФ. Плавучий завод гораздо проще собрать на базе крупного производственного центра, каким является ЦСКМ в Мурманске, а затем отбуксировать к месту базирования. Конструктивно платформа представляет собой бетонные основания, на которых смонтировано 14 технологических модулей. На время транспортировки к заводу «привязывают» балласт, обеспечивающий положительную плавучесть. Когда платформу ОГТ доставят на место, его отвяжут, и бетонная часть завода опустится на морское дно за счет собственного веса, прочно укоренившись в нём. При желании её можно будет поднять и перевезти в другое место, но это вряд ли понадобится — лицензия на разработку месторождение Утреннее на Ямале у «Арктик СПГ-2» выписана до 2120 года.

Итак, компания не тратит свои средства на дорогостоящую транспортировку строительных материалов для заводов СПГ на Ямал, что вместе с обширной локализацией технологических решений и комплектующих в России, позволило оптимизировать расходы на строительство средств производства.

Но это еще не всё — второй причиной выбора платформ ОГТ стала экология. Обычно строительные работы крупных ресурсодобывающих проектов в Заполярье неизбежно оказывают существенное влияние на природу за счет масштабного использования строительной техники, интенсивной транспортной нагрузки и т.д. Перенос части этих процессов в промышленный регион позволил сократить нагрузку на окружающую среду. В совокупности с тем, что технологические линии заводов «Арктик СПГ-2» строятся с учетом современных экологических требований, проект обещает иметь довольно низкое влияние на хрупкую экосистему Ямала. Так, по предварительным подсчетам эмиссия парниковых газов на тонну произведенного СПГ будет более чем на 30% ниже среднего показателя в отрасли.

Источник: Пресс-служба Арктик СПГ

Всего три технологические линии будут производить примерно 19,8 млн тонн сжиженного природного газа и 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата в год. Совокупный объем хранилищ СПГ в свою очередь составит 687 тыс. м3, а для СГК — 225 тыс. м3. Основные производственные мощности будут расположены в море, а центральная операторная, электроподстанция, системы контроля ледообразования и ряд других построек все же разместят на берегу. Первую технологическую линию обещают запустить в 2023 году.

Перспективы разработки газа во льдах

Проект «Арктик СПГ-2» занимает стратегическое положение, позволяющее одинаково легко поставлять сжиженный газ как в Европу, так и Азию. Планируется, что танкеры будут возить 20% сжиженного газа в хаб Мурманска, а 80% отправится на Камчатку. Кстати, под гарантированный объем перевозок на Восток должны подтянуться и другие товары помимо СПГ. Во всяком случае, это основание позволило в 2023 году заключить корпорации «Новатэк» соглашение с «Росатомом» по обеспечению круглогодичной навигации в восточной части СМП. Это будет каботажное судоходство, в том числе в рамках Северного завоза, перевозка коммерческих грузов и многое другое.

Для самого «Арктик СПГ-2» уже строят собственный флот. Это будет 15 судов ледового класса Arc-7, которые смогут работать в Северном ледовитом океане. Вместе с ними на вахту встанут два плавучих хранилища СПГ, одно из которых уже почти дошло до Мурманска. Это 400-метровый гигант Saam FSU, который может хранить до 200 тыс. кубометров сжиженного газа. Он встанет на прикол рядом с Мурманском, сократив морской путь танкерам примерно на 1 тыс. морских миль и сняв необходимость судам клиентов заходить в ледовые воды. Второе такое судно должно встать недалеко от Камчатки, облегчая приобретение СПГ восточным партнерам.

В целом, проект «Арктик СПГ-2» отвечает самым современным представлениям о том, как наладить логистику перевозок и добычи полезных ископаемых. Морской путь для газа «верхом» на танкерах растет примерно на 6-7% в год как в относительном, так и абсолютном выражении. Российская Федерация же обладает его колоссальными запасами. На сегодняшний день они оцениваются в 20% от всех мировых. Объем только разведанных запасов газа Утреннего месторождения составляет примерно 1 434 млрд кубометров газа и 90 млн тонн жидких углеводородов. Упоминавшаяся выше столетняя лицензия на разработку месторождения, скорее всего, не позволит ополовинить его возможности, даже если больше ничего не удастся найти. А дальнейшая разведка, к слову, тоже ведется.

Читайте также Подушка безопасности Ямальский нефтегазовый форум: поиск ответов на новые геополитические вызовы

Новости

СМОТРЕТЬ ВСЕ

Туризм

ПОДРОБНЕЕ